Здравствуйте во веки веков !

XXI век. В наше время, полное бездушных механизмов и сменяющих друг друга со скоростью света различных событий, люди всё чаще обращают свой взор в глубину веков - на историю. Обряды и обрядовая поэзия - это не предрассудки " старины глубокой " , это тоже история -история быта, верований, поэзии нашего народа. Да, очень возможно, что наши предки ошибались, но так долго и плодотворно ошибаться нельзя. Наша Российская Империя, Российская федерация и православная вера в ней , существует уже более 1000 лет и столько поколений людей - наших прямых предков пели и играли, и плясали, и участвовали в обрядах, и продолжали свой род на основе этих верований, что начинаешь сомневаться в теории эволюции Дарвина. Что же, милости прошу приходить на этот блог ещё раз, а лучше добавляйтесь в участники и предлагайте материалы для публикаций!!!
Е.Крайнов.

Ильин день. 2 августа.


Илья лето кончает.
Петр и Павел на час день убавил,
 а Илья-пророк — два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, 
придет Илья — отщипнет и два.

Во что Илья, в то и Воздвиженье (21 сентября).
С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.


После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи (Вологодская губ.).
С Ильи работнику две угоды:
ночь длинна да вода холодна.
На Илью до обеда лето, а после обеда осень.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет.
Придет Илья — принесет гнилья (дожди).
До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня — против ветра.

Илья-пророк принадлежит к самым популярным святым, наравне с Николаем-угодником. В народном воображении Илья — святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисий, кошек, собак, волков и т. п.

В связи с последним верованием установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтоб не навести на избу грозу и молнию.


В прошлом веке один смоленский мужик так рассказывал про Илью-пророка: «Илья развозит по небу воду для всех святых и, если расплескает малость, так на земле дождь идет». Когда же этого мужика спросили, отчего не бывает грозы с дождями зимой, он, не задумываясь, ответил: «А зимою святые без воды сидят».

О грозе в народе говорят: Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит. Илья грозы держит и наводит. Илья-пророк — громобой.
Гром происходит от стука по небесной мостовой колесницы Ильи-пророка, который гоняет нечистого духа или змия. Молния — это стрелы, ими Илья поражает злую силу. Крестьяне собирают так называемые «громовые стрелы», которые не попали в черта и остались в земле. Очень полезным считается умывание с «громовой стрелы».
В Нижегородской губернии, когда гремит гром, говорят: «Илья великий гудит!»
«В одной скопческой песне поется:
У нас было на сырой на земле —
Претворилися такие чудеса:
Растворилися седьмые небеса,
Сокатилися златые колеса,
Золотые, еще огненные.
Уж на той колеснице огненной
Над пророками пророк, сударь, гремит,
Наш батюшка покатывает,
Утверждает он святой божий закон.
Под ним белой, храброй конь;
Хорошо его конь убран,
Золотыми подковами подкован.
Уж и этот конь не прост:
У добра коня жемчужной хвост,
А гривушка позолоченная,
Крупным жемчугом унизанная;
В очах его камень-маргарит,
Из уст его огонь-пламень горит».

Илья словом дождь держит и низводит.
На Илью обыкновенно бывают «воробьиные ночи» — когда в течение целой ночи раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаряет все небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такую ночь ревет скот, страшно становится и не спится человеку.

Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.
Гром беспрерывен — будет град.
Гром гремит долго и не резко — к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно — будет ясно.

Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора(сглаза).

До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.
До Ильина-дни дождь — в закром, а после Ильина-дни — из закрома.
На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро — много.
Ильинская пятница без дождя — пожаров много.
Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой.

В эту пору крестьянин с особым страхом смотрел на небо: урожай уже готов к жатве и достаточно сильного ливня, града, палящей молнии, чтобы лишиться хлеба. Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена.

На Илью грех возить сено — Илья сожжет его.
На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой.

Насколько страшной представлялась месть Ильи, можно понять по плачу необыкновенной эмоциональной силы и яркой образности, исполненному знаменитой нашей вопленицей Ириной Федосовой:
<...> Как по этой по разливной красной веснушке.
На троицкой то было па неделюшке,
Накрывать стала крестьянская работушка.
Стали пахари на поле объявлятися.
Тут повыехал спорядной наш суседушко.
Он в раздольице повыехал в чисто поле.
На эты на распашисты полосушки.
С утра жалобно ведь солнце воспекало.
Была тишинка на широкой на уличке, —
На часу вдруг тут е да объявилося.
Стало солнышко за облака тулятиcя,
Наставала туча темна, неспособная.
Со громом да эта туча со толкучиим.
Вдруг со молвией-то тученька свистучей,
Со этым огнем да она плящиим;
На горы шла туча на высокие,
Горы с этой тучи порастрескались.
Мелки камышки со страсти покатилнся.
Уже шла да грозна туча эта темная.
По лесам шла она по дремучиим —
Леса к зени с этой тучи приклонилиси.
По корешку они все приломалися!
Уже так да шла грозна эта тученька,
В темном лесе дики звери убоялися.
По своим местам звери убиралися!
Становилась туча темна на синё море,
Сине морс со дна всё расходилося,
Страшно-ужасно тут море расшумелося,
С луды камни оно тут вырывало,
Волной на берег оно да их бросало;
В синем море белы рыбы убоялися,
По своим станам рыбы разметалися!
По селам пошла туча деревенскиим.
Знать, деревнями-то туча разгремелася.
Мать сыра земля со грому надрожалася;
С тучи добрые дома да пошатились,
Со чиста поля крестьяна убирались.
Во Своих домах оны да сохранялись!
С этой страсти крестьяна, с переполоху.
Затопляли свечи да воску ярого.
Тут молили оны бога от желаньица,
Оны кланялись во матушку сыру землю:
«Cпаси, господи, ведь душ да наших грешных.
От стрелы ты сохрани да нас, от молвии.
Пронеси, господи, тучу на чисто поле.
На чисто поле тучу, за синё море!»
На чисто поле тут туча своротилася,
Страшно-ужасно тут туча разгромелася,
Очень плящие огни да разгорелися;
Всё ведь думал-то спорядной наш суседушко,
Тороком да пройде темна эта тученька;
Становился под кудряву деревиночку,
Стрела божья тут вдруг да разлетелася,
Не на воду ведь стрелушка, не на землю.
Не на звиря в темном лесушке съедучего,
Она пала на суседа спорядового,
Изорвала всё ретливое сердечушко!
Заразил-побил Илья-свет преподобной
Да он славного крестьянина могучего,
Туча темная зараз же уходилася,
С грела-молвия зараз же приукрылася,
Вдруг пороспекло тут красно это солнышко.

Илья-пророк — косьбе срок.
До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть.
До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня — пуд навозу.

Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить.
С Ильина дня защипывают (собирают) горох.


Девица в красе — что горох на полосе: кто идет, тот щипнет.
Илья жниво зачинает, лето кончает.
Ильин день зажинает.
Петр с колоском, Илья с колобком.
Пророк Илья куда ни махнет, всюду жито растет.
Когда на Ильин день бывает гроза, то говорят, что Илья Пророк поехал копенки считать.
Илья в поле считает.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня (14 сентября).
Первый сноп — первый осенний праздник.
Новая новинка на Ильин день — сеют на Ильинской поляне.
Новая новина на Ильин день — спят на Ильинской (первой) соломе.
Ильинская соломка — деревенская перинка.
К Ильину дню хоть кнутом прохлысни, да заборони (пар).
До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые).
До Ильи хоть хлыстом захлещи.

В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой.

На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.

С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.

На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
С Ильина дня начинаются утренники.
Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается.
После Ильина дня комары перестают кусаться.
В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела.
После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты.

Богат, как Ильинский сот.

Ильинский рой не в корысть поздний (т. е. не успеет запастись пищей).
До Ильи грачи по одиночке, а после Ильи большими стаями.
В Вятской губернии пророка Илью умилостивляют дарами: приносят в этот день в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пива, колосьев свежей ржи и зеленого гороху. Илья младше Миколы, поэтому «бык Миколе, а баран Илье».
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

С Ильина дни вода студена станет, купаться нельзя.

В Чердынском районе Пермской области говорили, что если купаться после Ильина дня.
То можно утонуть или заболеть.
С Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает оттого, что в этот день будто через реку олень переплыл и воду остудил (Новгородская губ.).
Олень в воду лапу обмакнул — вода в реках делается холодной.
С Ильина дня воды стынут.
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет (Ярославская губ.).

«Мне было лет восемь или девять. Я помню, это было в Ильин день,—рассказывала женщина из Нерчинска собирателю быличек. — Мужики наши кумакинские мылись в бане. У нас же в деревне бани все на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в Нерчу ныряют.
Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мишиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит:
— Это что же такое они вытворяют! Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья-пророк в воду <... > — только черти сегодня купаются.
Сказала так и ушла.
И вот мы смотрим: на той стороне Нерчи, за Тарским Камнем, появился из воды кто-то — косматый, черный — и давай из воды выскакивать. Унырнет — снова вынырнет, унырнет— снова выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны и по самую з... Руками хлопает по воде и выскакивает
А там же, за Нерчой, скалы одни. Кто же там мог быть?! Человек никак не могэ.»

Комментариев нет :

Отправить комментарий